Кафедральный собор Фрауэнкирхе: основательный взгляд на вопрос

Адрес: Германия, Мюнхен

Начало строительства: 1468 год

Окончание строительства: 1525 год

Архитектор: Йорг фон Хальсбах

Высота: 100 м

Координаты: 48°08’18.9″N 11°34’24.5″E


 

Краткое описание

Собор Фрауэнкирхе — история

Собор Фрауэнкирхе — архитектура

Собор Фрауэнкирхе на карте

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 290
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/188-kafedralnyi-sobor-frauenkirkhe

Краткое описание

Совсем недалеко от мюнхенской площади Мариенплац расположен главный кафедральный собор столицы Баварии – Фрауэнкирхе. Официальное название самого высокого собора в Мюнхене – собор Пресвятой Девы Марии.

Удивительно, но в 2004-м году на собрании городскими властями был принят довольно спорный законопроект, согласно которому в ультрасовременном городе, славящемся на весь своими научно исследовательскими институтами и музеями, запрещено возводить здания, которые были бы выше Фрауэнкирхе.

Кафедральный собор Фрауэнкирхе в Мюнхене

Собор с высоты птичьего полёта

Высота собора, построенного в готическом стиле, составляет «всего» 99 метров. Естественно, эту цифру нельзя назвать маленькой, но она ограничивает строительство в городе огромных небоскребов и офисных зданий. С чем же связано такое отношение властей к Фрауэнкирхе, что в этом кафедральном соборе такого необычного? Не секрет, что многие туристические агентства называют Фрауэнкирхе символом Мюнхена и рекомендуют всем гостям города в обязательном порядке посетить эту достопримечательность. Естественно, заинтересовать историков, ценителей памятников архитектуры и культуры Фрауэнкирхе, безусловно, может. Его длинная история и тесная связь с легендарной династией Витттельсбахов, некогда правящей Баварией на протяжении 700 лет, конечно же, заслуживает внимания.

Многие гиды, живущие в Мюнхене, рассказывая своим экскурсионным группам о Фрауэнкирхе, довольно часто отзываются о соборе с некоторой долей скептицизма. Дело все в том, что величественный собор, который является самым высоким зданием в Мюнхене, не вызывает восторга у коренных жителей города. «Виноват» в таком положении вещей род Виттельсбахов, которых, к слову, очень уважают в Баварии, а последний потомок из этой династии до сих пор живет за счет государства в роскошном дворце Нимфенбург.

Кафедральный собор Фрауэнкирхе в Мюнхене

Вид на собор с Новой ратуши

Именно родоначальники этой династии сделали из Фрауэнкирхе собор для сильных мира сего, а по большому счету, превратили его в своеобразный фамильный склеп. Правда, это уже история, на которой немного следует остановиться чуть ниже.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 2058
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/188-kafedralnyi-sobor-frauenkirkhe

Фрауэнкирхе — символ Виттельсбахов


Собор никогда не был народной церковью, так как являлся символом политической власти и духовным оплотом правящей династии Виттельсбахов. Эта роль перешла по наследству от романской церкви Мариенкирхе, которая в течении двух веков являлась семейным храмом герцогов Баварии. Фрауэнкирхе построили вокруг Мариенкирхе, и только затем разобрали последнюю. Исключительное положение обоих сооружений во многом определялось тем, что их настоятелей назначал сам герцог, выбирая его только из дворянских семей.

Для жителей Мюнхена собор всегда олицетворял союз трона и алтаря. Вот почему горожане и простые баварцы никогда не считали Фрауенкирхе близким им по духу. Они предпочитали молиться в Церкви св. Петра (самый старый храм города) и до сих пор не могут смириться с тем, что их «Старина Пётр» остаётся в тени привилегированного собора Фрауенкирхе.

Окончательно «придворным» собор стал при суровых и набожных баварских курфюрстах эпохи Контрреформации. Максимилиан I, ярый католик и лютый враг протестантов, умел ловко объединять религию с политикой. Он даже повелел перенести статую Богоматери с алтаря на центральную площадь Мариенплац. Величественную фигуру Девы Марии Максимилиан I объявил святой заступницей Баварии и превратил в политическое оружие дома Виттельсбахов.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1309
Источник: https://tisamsebegid.ru/munchen/frauenkirhe

Собор Фрауэнкирхе Мюнхен и след дьявола

Поклонникам мистики и леденящих душу историй будет интересна одна из главных достопримечательностей церкви – отпечаток ботинка на мраморном полу собора. Церковь в Мюнхене со следом дьявола с момента постройки сопровождалась таинственными легендами возникновения этого знака. Самая распространенная история повествует о том, что архитектору не хватало денег на постройку собора, и он обратился за помощью к дьяволу. Последний согласился помочь ему, но с одним условием – в новой церкви не будет ни одного окна. «Кто же будет ходить в церковь без окон?», – думал дьявол и довольно потирал руки, в ожидании полного провала архитектурного проекта. Но находчивый архитектор спроектировал зал таким образом, что два ряда величественных белоснежных колонн закрывали высокие витражные окна и не позволяли разглядеть их со входа. Облапошенный дьявол разозлился и в сердцах топнул ногой, оставив в мраморной плите огненный след.

О достоверности этой легенды можно долго спорить, но никаких других фактов, объясняющих появление этой странной достопримечательности Мюнхена нет. Впрочем, даже те путешественники, которые не верят в подобные истории, никогда не упускают возможность сравнить отпечаток своего ботинка с мистическим образцом. «След дьявола» является визитной карточкой Фрауэнкирхе Мюнхен, и его обязательно стоит включить в список того, что обязательно посмотреть в столице Баварии. Сами же баварцы верят, что если наступить на след в церкви, то вскоре будет ждать большая удача.

Собор в Мюнхене Фрауенкирхе

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 1518
Источник: https://www.go2munich.ru/frauenkirhe-v-myunhene-frauenkirche-munchen-kafedralnyj-sobor/

Кенотаф Людвига IV

Особенно прекрасным художественным и скульптурным творением является чёрный мраморный кенотаф Людвига IV — самого знаменитого представителя Виттельсбахов за 738-летнюю историю династии. Кенотаф представляет собой роскошный надгробный памятник без останков усопшего монарха (находятся в крипте собора). Уникальную достопримечательность воздвигли в 1622 по заказу курфюрста Максимилиана I. Центральное место в составе скульптурной композиции занимает бронзовая статуя Альбрехта V (дед Максимилиана I), который вошёл в историю как один из руководителей Контрреформации в Германии. Именно он в 1559 для поддержки католичества пригласил в Мюнхен иезуитов. В последствии, большинство германских правителей поддержат идеи Реформации, однако представители баварской династии Виттельсбахов всегда будут оставаться яростными защитниками «истинной веры».

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 867
Источник: https://tisamsebegid.ru/munchen/frauenkirhe

Собор Фрауэнкирхе — история

Как уже говорилось выше, династия Виттельсбахов, желала создать собор, в котором бы они могли обращаться к Богу, и где находили бы вечное упокоение. Первый камень в строительство собора, который было решено возводить в готическом стиле, был заложен в 1468-м году. Проект здания разрабатывал известный в те времена архитектор Йорг фон Хальспах, которому и принадлежат слова о том, что здание в столице Баварии «построено в стиле бескомпромиссной готики, где нет ничего лишнего».

Собор Фрауэнкирхе был построен из кирпича уже к 1494-му году. Во время торжественной церемонии открытия произошло и освящение храма. Справедливости ради, стоит отметить, что в 1494-м году собор не был до конца закончен: главные его архитектурные детали – купола на башнях, были достроены в 1525-м году. Собор Фрауэнкирхе еще с середины 16-го века можно было называть светским собором, простые мюнхенцы редко заглядывали в него. Как известно, церковь не должна подчиняться политикам и правительству страны, а Фрауэнкирхе стал своеобразным символом, известным в Баварии под названием: «союз трона и алтаря».

Кафедральный собор Фрауэнкирхе в Мюнхене

Вид на башни собора

После первого освящения в соборе могли разместиться более 20 тысяч человек. Когда были возведены башни, вместимость собора Фрауэнкирхе снизилась до 12 тысячи человек. Уже после Второй Мировой войны в храме может слушать проповеди не более 4 тысяч человек. Все места, как во многих католически храмах, сидячие. Стоит отметить, что во время наступления союзных войск на Мюнхен, собор Фрауэнкирхе был поврежден. Значительным назвать нанесенный урон, все же, нельзя. Все предметы внутреннего убранства, гробницы и ценные реликвии не пострадали. Реставрация собора Фрауэнкирхе после Второй Мировой войны прошла в рекордно короткие сроки. А как же может быть иначе в случае с храмом, который называют «союзом трона и алтаря»? Таким он остался и по наши дни.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1888
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/188-kafedralnyi-sobor-frauenkirkhe

Этапы строительства Frauenkirche

Строительство храма началось в 1468 году. Реализацией проекта занимался известный зодчий Йорг фон Хальспах, который руководил строительством Старой ратуши на Мариенплац.

  • В 1494 году был возведен основной фасад, собор освятили и открыли для прихожан. Сам архитектор до окончания строительства не дожил.
  • Дальнейшие работы проводились до 1525 года. Последними соорудили купола и башни.
  • В 1599 году в храме дополнительно возвели триумфальную арку, украшенную лепниной, а в 1620 году на главном алтаре появилось изображение «Успение Пресвятой Девы Марии».
  • В 1821 году собор стал епископской резиденцией, что привело к кардинальной реорганизации интерьера.
  • После Второй мировой войны церковь сильно пострадала. В 1989-1994 гг. была проведена полная реконструкция храма.

Блок: 4/11 | Кол-во символов: 797
Источник: https://zagranportal.ru/germaniya/dostoprimechatelnosti-germanii/frauenkirxe-v-myunxene.html

След дьявола

Согласно старой легенде, сам дьявол оставил отпечаток своей ноги у входа в Собор Пресвятой Девы Марии. Поговаривают, главный архитектор заключил с ним сделку: Люцифер обещал помочь в сложном строительстве взамен на душу первого человека, который войдёт в собор. Однако когда дьявол явился за обещанной платой, архитектор пожаловался, что сооружение выстроено с недочётами и прогнал его. Сатана в бешенстве топнул ногой у дверей храма, отпечатав свой след, и убрался восвояси, но «должника» не простил. Последний умер в течение года и был похоронен под северной башней.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 590
Источник: https://tisamsebegid.ru/munchen/frauenkirhe

Особенности архитектуры собора: внешний вид и интерьер


В XV веке в Германии считалось, что для светской архитектуры больше подходят ренессанс и барокко, а религиозные сооружения должны быть в готическом стиле. Поэтому церковь представляет собой лаконичное кирпичное сооружение в стиле поздней готики с элементами эклектизма и барокко.

Основная часть собора Пресвятой Девы Марии построена за 20 лет. Затем возведение приостановили из-за нехватки средств, что отразилось на архитектуре храма, где соединено несколько стилей и направлений.

Фрауэнкирхе – пятинефный собор без трансепта с двумя башнями. Внутри установлено 22 массивные колонны, поддерживающие крышу. Они визуально скрадывают пространство, поэтому может показаться, что вместительность церкви меньше, чем есть на самом деле.

Церковь Фрауэнкирхе

Изначально планировалось украсить купола шпилями, как в Кёльнском соборе, но под влиянием архитектурных тенденций эпохи Возрождения от этой идеи отказались.

Дизайн Фрауэнкирхе позаимствован с Храма Гроба Господня в Иерусалиме, выполненного по византийским проектам. Это создало яркий контраст на фоне строгой готики.

Когда Frauenkirche стал епископским собором, внутреннее оформление храма изменилось, в частности, его алтарная часть.

Блок: 5/11 | Кол-во символов: 1222
Источник: https://zagranportal.ru/germaniya/dostoprimechatelnosti-germanii/frauenkirxe-v-myunxene.html

Механические часы

Появились в конце XVI века, так как настоятели Фрауэнкирхе особо ревностно относились к богослужениям и утверждали, что последние всегда должны начинаться строго в положенное время. Кроме точного времени часы показывают планеты Солнечной системы, знаки Зодиака, лунные фазы и движение Солнца. В 1749 в рамках реставрационных работ в часовой механизм был добавлен кукарекающий петух. Несколько раз корпус часового механизма видоизменяли в зависимости от новых художественных веяний своего времени, поэтому первоначальный облик уникальной достопримечательности не сохранился. Мелодия часов воплощает заступничество Христа и Марии перед Богом Отцом.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 673
Источник: https://tisamsebegid.ru/munchen/frauenkirhe

Архитектура и искусство

Фрауэнкирхе — трехнефная зальная церковь в стиле поздней готики. Ее фасад из неоштукатуренного кирпича, а также внутреннее убранство, просты по-сравнению с другими готическими постройками. Типичный признак готики — возвышающиеся колонны внутри церкви. Они также выступают в качестве перегородок боковой часовни. В отличие от других соборных церквей внутри Фрауэнкирхе светло и уютно. Доминирующие белые колонны и акцентированно светло-охристые ребра свода создают совместно ощущение взаимодействия с витражами.

Полотна церкви также просты и ограничиваются повторяющимися представлениями Девы Марии с младенцем, а также Иисусом Христом. Двенадцать рельефов из жизни Богородицы и статуя Марии Иммакулаты (нем. Maria Immaculata) венчают область алтаря. Внутри собора можно полюбоваться различным образом украшенными часовнями, алтарями, скульптурами и эпитафиями, а также автоматическими часами 16-го века.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 931
Источник: https://www.hobbysalon.ru/germaniya/germaniya/muenchen/frauenkirche-der-dom-zu-unserer-lieben-frau

Что скрывают стены храма: святыни и реликвии


История Фрауэнкирхе насчитывает пять столетий, но его возведение до сих пор окутано тайнами и легендами. На момент строительства аналогичных сооружений в Баварии не существовало. Особенно вопросы вызывало быстрое возведение церкви за 20 лет, что было невероятно коротким сроком для подобной конструкции.

Собор Пресвятой Девы Марии – не только изумительный пример поздней готики, но и ценное культурное наследие Германии, стены которого хранят не одну тайну.

Памятник Виттельсбахов – кенотаф Людвига IV

Важная часть Frauenkirche — скульптуры. В южном крыле находится кенотаф, установленный в 1622 году по инициативе курфюрста Максимилиана I в честь усопшего императора Людвига Баварского. Кенотаф призван подчеркнуть значимость Людвига IV для католической веры, ведь в истории правлении династии Виттельсбахов, он занимает центральное место.

Внутри мраморного склепа расположена готическая мемориальная доска. Однако авторство плиты не установлено до сих пор. Останков самого правителя здесь нет, так как он похоронен в крипте вместе с остальными представителями монархии.

Рядом с памятником находятся две бронзовые статуи герцога Вильгельма IV (1508-1550) и Альбрехта V (1550-1579), а также четыре коленопреклоненных знаменосца, создающие единую скульптурную композицию.

Тойфельстритт – след дьявола

Собор Пресвятой Девы Марии – нетипичное религиозное сооружение для Баварии XV века. Его архитектура побудила множество мифов, которые передаются местными жителями из поколения в поколение. Самый известный из них – der Teufelstritt или след дьявола.

У входа в собор на полу есть отпечаток ноги, по легенде, оставленный самим Люцифером. При возведении Фрауэнкирхе между архитектором и дьяволом якобы была заключена сделка: сатана обещал помочь в сооружении церкви в обмен на душу архитектора.

На тот момент в Мюнхене религиозных зданий было в избытке. Сатана боялся, что покровительство Пресвятой Девы Марии ослабит его позиции, поэтому решил сделать храм, который бы не привлекал прихожан.

Когда строительство завершилось, дьявол пришел за долгом. Войдя через главные ворота, он рассмеялся, ведь внутри не было ни единого окна, а значит, такой храм не мог принести пользы. От радости демон ударил ногой об пол, оставив на нем свой отпечаток. Но когда сделал еще один шаг, то увидел свет, падающий сквозь стекло. Разгневавшись, он превратился в ветер и пытался разбить окна, что не удалось, поскольку люди толпой вошли в церковь.

Действительно, при входе в церковь боковые окна не видны. С 1622 до 1860 год их заслонял огромным алтарь эпохи Возрождения с изображением Успения Пресвятой Девы Марии, выполненный П. Кандидом.

Есть еще одна легенда собора Фрауэнкирхе, согласно которой дьявол в обличии шторма до сих пор пытается проникнуть внутрь и разбить окна, поэтому вокруг храма всегда ветрено.

Отголосок истоков католицизма – механические часы

Точный хронометраж стал необходимой частью западной религии, начиная со Средневековья. Богослужения начинали в одно время, для чего в храмах ставили часы. Они не только определяли, когда начинать молитву, но и символизировали похвалу Богу и скоротечность жизни.

В соборе установлены уникальные механические часы, которые показывают кукольное представление – заступничество Иисуса и Марии перед Богом Отцом.

Также циферблат демонстрируют Солнечную систему, лунные фазы, знаки Зодиака.

В 1749 году во время реставрации в часовой механизм вмонтировали кукарекающего петуха. Но под влиянием разных эпох корпус часов неоднократно менялся, поэтому в первоначальном виде они не сохранились. На сегодня осталось встроенное музыкальное сопровождение, что придает всей конструкции уникальности.

Крипта Фрауэнкирхе – склеп династии Виттельсбахов

За стенами центрального алтаря находится крипта – место захоронения монархов, архиепископов и кардиналов. Крипта Фрауэнкирхе представляет собой семейный склеп, где похоронены останки правителей династии Виттельсбахов.

Каждая могила оформлена в гробницу с мемориальной плитой. Помещение выполнено из кирпича и пышным художественным оформлением не отличается, хотя еще в XIX веке крипту украшали барельефы, роспись, лепнина, которые убрали после реконструкции. Вход туристам в эту часть храма запрещен.

Блок: 6/11 | Кол-во символов: 4226
Источник: https://zagranportal.ru/germaniya/dostoprimechatelnosti-germanii/frauenkirxe-v-myunxene.html

Крипта

Лестница за алтарём ведёт в Крипту, где находятся захоронения представителей династии Виттельсбахов, архиепископов и кардиналов. В наше время Крипта представляет собой простое помещение с кирпичными стенами и бетонным балочным перекрытием, хотя до середины XX века отличалась более изысканным художественным оформлением. Все могилы и захоронения вмурованными в стены Гробницы (отдельное помещение в Крипте). Вход в Гробницу, как правило, закрыт для туристов.

Напомним, кроме Фрауэнкирхе, Виттельсбахов хоронили ещё в Театинеркирхе и Церкви св. Михаила, а в некоторых случаях существовала традиция погребения сердца умершего (отдельно от тела) в поминальной капелле Альтёттинга.

Не удивляйтесь, если на стенах собора увидите надгробные плиты с эпитафиями. Они напоминают о кладбище, которое окружало Фрауэнкирхе вплоть до конца XVIII века. Когда его закрыли, плиты вынули из земли и повесили на стены.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 911
Источник: https://tisamsebegid.ru/munchen/frauenkirhe

Церкви Мюнхена – духовное наследие Баварии

Религиозные сооружения – ключевые достопримечательности в Мюнхене. Каждая церковь является отголоском определенной эпохи, что отразилось на архитектурном стиле зданий. Хотя центральное место среди религиозных сооружений Баварии занимает Фрауэнкирхе в Мюнхене, не менее значимы в истории региона такие храмы:

Официальное название Годы строительства, архитектурный стиль, конфессия
Азамкирхе (нем. Asamkirche) или церковь Св. Иоанна Непомука 1733-1746 гг., барокко, католичество
Церковь Святого Луки (нем. Lukaskirche) 1893-1896 гг., романский стиль с элементами готики, протестантство
Церковь Св. Марка (нем. St. Markus) 1873-1876 гг., неоготика, лютеранство
Церковь Св. Михаила (нем. Jesuitenkirche St. Michael) 1583-1597 гг., архитектура эпохи Возрождения, католичество
Церковь Св. Петра (нем. St. Peter) или «Альтер Петер» 1181 год, романский стиль, католичество
Театинеркирхе (нем. Theatinerkirche) 1663-1690 гг., барокко, католичество

Блок: 9/11 | Кол-во символов: 978
Источник: https://zagranportal.ru/germaniya/dostoprimechatelnosti-germanii/frauenkirxe-v-myunxene.html

Заключение


Кафедральный собор Frauenkirche – готический дворец, семейный склеп и ценный памятник архитектуры XV столетия, который притягивает туристов со всего мира. Ни одно фото не передаст атмосферы таинственности этого места. Здесь скрывается история величайшей династии и отражена самобытная культура Баварии.

Блок: 10/11 | Кол-во символов: 314
Источник: https://zagranportal.ru/germaniya/dostoprimechatelnosti-germanii/frauenkirxe-v-myunxene.html

Фрауэнкирхе. Мюнхен. Святой Бенно: Видео

Блок: 11/11 | Кол-во символов: 153
Источник: https://zagranportal.ru/germaniya/dostoprimechatelnosti-germanii/frauenkirxe-v-myunxene.html

Кол-во блоков: 27 | Общее кол-во символов: 28072
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

  1. https://putidorogi-nn.ru/evropa/188-kafedralnyi-sobor-frauenkirkhe: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 4236 (15%)
  2. https://www.hobbysalon.ru/germaniya/germaniya/muenchen/frauenkirche-der-dom-zu-unserer-lieben-frau: использовано 4 блоков из 8, кол-во символов 3996 (14%)
  3. https://zagranportal.ru/germaniya/dostoprimechatelnosti-germanii/frauenkirxe-v-myunxene.html: использовано 7 блоков из 11, кол-во символов 8325 (30%)
  4. https://www.go2munich.ru/frauenkirhe-v-myunhene-frauenkirche-munchen-kafedralnyj-sobor/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 5799 (21%)
  5. https://tonkosti.ru/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D1%83%D1%8D%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%85%D0%B5_%D0%B2_%D0%9C%D1%8E%D0%BD%D1%85%D0%B5%D0%BD%D0%B5: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 1366 (5%)
  6. https://tisamsebegid.ru/munchen/frauenkirhe: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 4350 (15%)




Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий