Собор Святого Петра (St Peters Cathedral dome)

Собор Святого Павла (St Paul’s Cathedral) — прекрасное произведение архитектуры, а также действующая церковь, где проходят службы. Расположен он в самом центре района Сити и является одной из самых популярных достопримечательностей Лондона.

Блок: 1/11 | Кол-во символов: 250
Источник: https://pytrip.ru/st-pauls-cathedral/

Общая информация

В течение полутора столетий множество архитекторов принимали участи в строительстве собора Святого Петра, нередко в корне меняя замыслы своих предшественников. Несмотря на это, храм производит удивительно целостное впечатление, всей своей архитектурой и внутренним убранством излучая невероятное достоинство. Ансамбль собора и площади Св. Петра образуют великолепную сцену для выхода папы римского и репрезентации христианства.

Свести значение собора Святого Петра исключительно к его архитектурным достоинствам — значит позабыть о его статусе христианской святыни и той роли, которую он сыграл в судьбоносном повороте, ознаменовавшем новый этап развития западного искусства, архитектуры и культуры в целом. Этот храм — не просто историко-архитектурный памятник. В стенах главной святыни Римской католической церкви в полной мере проявили себя мировое искусство, история и духовное развитие.


Собор посвящен апостолу Петру, первому епископу Рима, преемниками которого считаются все папы римские. Вплоть до начала 1990-х гг., когда в Республике Кот-д’Ивуар была построена еще более крупная церковь, собор Святого Петра был самой большой христианской сакральной постройкой.

Время работы:

ежедн. 9.00 — 18.00;

вход бесплатный.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 1263
Источник: https://wikiway.com/vatikan/sobor-svyatogo-petra/

История

План цирка Нерона и базилики Святого Петра, построенной при Константине I Великом

Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона (от него остался обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площади Св. Петра). Первая базилика была построена в 326 году, в правление первого христианского императора Константина. Алтарь собора был размещён над могилой, со второго века считаемой захоронением св. Петра, принявшего в 66 году мученическую кончину в цирке Нерона. Во втором соборе в 800 году папа Лев III короновал Карла императором Запада. В XV веке базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма.

План собора Святого Петра

Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.

Вид на площадь Св. Петра с купола собора

Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерна удлинил восточную ветвь креста — пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрыт фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончилиационе.

Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающихся к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656—1667 гг. площадь перед собором — одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.

Блок: 2/12 | Кол-во символов: 3203
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0

Фасад


Высота фасада, построенного архитектором Мадерна, 48 м, исключая высоту статуй, ширина — 118,6 м. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. «Навичелла». Рельефы крайнего левого портала — «Врат смерти» — созданы в 1949—1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.

Блок: 3/12 | Кол-во символов: 633
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0

Галереи St Paul’s Cathedral

kupol

А ведь этого великолепного купола могло и не быть.

В куполе расположены три галереи: Галерея шепота (Whispering Gallery). К ней ведут 259 ступенек и лифт для инвалидов. Она потрясает тем, что слова, сказанные на одной стороне галереи купола, будут слышны на другой.

wispering

Вид с галереи шепота (виртуальная экскурсия)

Следующая галерея — Каменная галерея (Stone Gallery). До нее можно добраться только по винтовой лестнице, преодолев 378 ступенек. С этой галереи открывается прекрасный вид на город.

kamennaya

Вид с каменной галереи.

А если вы преодолеете целых 530 ступеней, то окажетесь на Золотой галереи (Golden Gallery), на высоте 85 метров над землей.

Оттуда открывается просто потрясающий вид на город.

zolotaya

zolotaya2

zolotaya3

zolotaya4

zolotaya5

zolotaya6

Tate Modern и мост Миллениум

zolotaya7

Tate Modern

zolotaya9

Осмотр стоит начинать с крипт, не забыв прихватить с собой аудиогид. Так как внутри фотографировать запрещено, то запечатлеть всю грандиозность Собора изнутри нельзя. Но на официальном сайте есть .

st pauls

Это один из самых больших соборов в мире: его длинна – 180 метров, высота до креста — 120 метров.

Блок: 3/11 | Кол-во символов: 1067
Источник: https://pytrip.ru/st-pauls-cathedral/

Внутреннее убранство собора

Внутри собор Святого Петра потрясает своими масштабами: длина 186 м, высота в центральном нефе — 45 м, а с куполом — и все 119 м. В центре главного нефа напольные плиты содержат размеры самых значительных кафедральных соборов мира, позволяющие сопоставить их с размерами собора. На красной порфировой плите Главного портала, там, где находился прежний алтарь, папа Лев III в Рождество 800 г. возложил корону римского императора на голову Карла Великого. У четвертого столба справа — бронзовая статуя сидящего св. Петра (XIII в.), чья правая ступня отполирована поцелуями верующих.

В дополнение к главному куполу и восьми боковым интерьер собора Святого Петра украшают 800 колонн и 390 колоссальных статуй из туфа, мрамора, гипса и бронзы. Здесь имеется 45 отдельных алтарей. Посетители попадают в базилику через массивные бронзовые двери. Рядом имеются «Святые двери», которые открываются только для того, чтобы папа провозгласил праздник или святой год.

Купол собора

Двойной купол собора диаметром 42, 2 м над папским алтарем опирается на мощные столбы, а между ними в нишах стоят статуи св. Елены, св. Вероники, св. Лонгина и св. Андрея. На кольце купола латинская надпись: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою… И дам тебе ключи Царства Небесного». Над галереей внутри тамбура между двумя слоями купола лестницы ведут к фонарю, откуда открывается грандиозный вид на площадь Святого Петра, на Ватикан и Рим (вход в левом боковом нефе или справа в притворе).

Папский алтарь

Над Папским, или Главным, алтарем на четырех витых позолоченных колоннах — огромный бронзовый балдахин (киворий), созданный в 1633 г. Бернини по заказу папы Урбана VIII. Перед алтарем двойная лестница ведет вниз, к Confessio — месту, где предположительно находится гробница апостола Петра. Еще один шедевр Бернини — кафедра Св. Петра в апсиде. Четыре Отца Церкви поддерживают епископское кресло Петра, над спинкой которого два путти держат ключи и тиару — символы папской власти, а над ними парит символ Святого Духа.

Апсида

В первой капелле правого бокового нефа хранится великое творение Микеланджело — скульптурная группа «Пьета», созданная по заказу французского кардинала Жана Билэра де Лагрола (тогда ему было 24 года ) для его будущего надгробия (1498-1499). Юная Мария держит на коленях снятого с креста Христа. Микеланджело оставил свою подпись на ленте на груди Марии. Из множества папских надгробий в боковых нефах особенно впечатляет барочное надгробие папы Александра VII — величайшее драматичное творение Бернини (1672-1678). Окруженный четырьмя фигурами добродетелей папа взирает на свою смерть.

Ватиканские гроты

Ватиканские гроты (Sacre Grotte Vaticane), туда спускаются от колонн на пересечении продольного и поперечного нефов; они представляют собой крипту, построенную при возведении новой базилики. Тогда уровень пола был поднят на 3,5 м. Под Главным алтарем — рака со святыми мощами, здесь похоронены папы Пий XII, Иоанн XXIII, Павел VI и Иоанн Павел I. Эти гроты к немецкому кладбищу Ватикана, что слева от собора.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 3088
Источник: https://wikiway.com/vatikan/sobor-svyatogo-petra/

Время работы собора

Собор Святого Павла открыт для посетителей с понедельника по субботу с 8:30 до 16:00, в воскресенье же и утреннее/вечернее время есть возможность бесплатно посетить службу и послушать органную музыку и великолепный хор. Однако следует помнить, что в галереи и крипты вас не пустят.

Время проведения служб

С понедельника по субботу

7:30 — утренняя молитва

8:00 — Евхаристия

12:30 — Евхаристия

17:00 — Вечерний хор (Вечерняя молитва, как говорят в понедельник)

Воскресенье

8:00 — Святое Причастие

10:15 — Утренний хор

11:30 — Сун Евхаристия

15:15 — Вечерний хор

18:00 — Вечерняя служба

Время может меняться, стоит уточнять на . Еще иногда проводятся органные концерты, о которых также оповещается на официальном сайте. 

anna

Перед входом в собор — памятник королеве Анне.

Блок: 4/11 | Кол-во символов: 800
Источник: https://pytrip.ru/st-pauls-cathedral/

Архитектура

Купол

Гравюра из двух видов. Левый вид показывает вид купола снаружи, правая половина показывает купол в разрезе. Купол сконструирован в виде цельной оболочки, окружённой у своего основания протяжённой колоннадой. Купол увенчан фонарём в виде храма с шаром и крестом на верхушке.

Купол собора возвышается на высоту 136,57 метров от пола базилики до верхушки венчающего креста. Это самый высокий купол в мире. Его внутренний диаметр составляет 41,47 метров, что чуть меньше чем у куполов-предшественников: диаметр купола Пантеона (Древний Рим) составляет 43,3 метра, диаметр Санта-Мария-дель-Фьоре времён раннего Ренессанса — 44 метра, однако превосходит купол собора Святой Софии в Константинополе, возведённого в 537 году. Именно Пантеон и флорентийский собор служили примерами для архитекторов собора Святого Петра в плане решений по возведению столь грандиозной конструкции.

Браманте и Сангалло

Купол Пантеона покоится на круговой стене, в которой отсутствуют окна и входы за исключением лишь одной двери. Сооружение имеет высоту соответствующую его ширине. Купол сооружён в виде цельной оболочки из бетона, облегчённой путём добавок в бетон большого количество вулканических пород — туфа и пемзы. Внутренняя поверхность купола отделана кессонами, что создаёт подобие ребристого перекрытия, облегчая конструкции. Наверху купола расположено отверстие диаметром 8 метров, которое служит для освещения внутреннего пространства.

Замысел Браманте для купола собора Святого Петра (1506 год) наследовал большую свою часть из решений купола Пантеона. Он был запроектирован из бетона, содержащего туф, — Браманте заново открыл нужный состав этой смеси. За исключением фонаря, который должен был по плану Браманте завершать купол нового собора, непосредственно профиль купола был очень близок к куполу Пантеона, лишь только поддерживающие стены были подняты над землёй на четырёх массивных столбах и образовали барабан. Массивная стена, что присутствует в Пантеоне, была облегчена Браманте путём устройства в ней оконных проёмов и использования перистиля.

Гравюра, изображающая чрезвычайно сложную проработку фасада, с двумя богато украшенными башнями и множеством окон, пилястр и фронтонов, над которыми возвышается купол, выглядящий как трёхярусный свадебный торт.

Что касается флорентийского собора, то визуальный образ остроконечного купола существовал за много лет до того, как Филиппо Брунеллески воплотил его в реальность. Двухслойная конструкция купола осуществлена путём кладки кирпичей «в ёлочку» (что было заимствовано из Византийской архитектуры), а не такой большой уклон восьми каменных рёбер купола сделал возможным его строительство без устройства массивной деревянной опалубки, необходимой при возведении полусферических перекрытий. В то время как его внешний вид, за исключением деталей фонаря, почти целиком готический, инженерные решения, использованные для его строительства, были весьма новаторскими и основывающимися на глубоком изучении огромных сводов и сохранившихся куполов Древнего Рима.

Замысел Сангалло, в подтверждение которого сохранилась внушительная деревянная модель купола, основывался на опыте обоих предшественников. Он понимал значимость как устройства кессонов в Пантеоне, так и внешних каменных рёбер во флорентийском соборе. Сангалло усилил и расширил перистиль Браманте в группу арочных упорядоченных проёмов вокруг основания с устройством второй такой аркады вторым ярусом над первой. В его решении ранее весьма изящная конструкция фонаря, напоминающая скорее фонарь флорентийского собора, превратилась в массивную конструкцию, окружённую выступающим основанием, перистилем и с венчающим шпилем конической формы на верхушке. Данное архитектурное решение выглядело слишком эклектичным, слишком педантичным и безвкусным, чтобы быть успешным.

Микеланджело и Джакомо Делла Порта

Фотография. Широкий фасад несёт ряд внушительных колонн, поднимающихся от основания для поддержания карниза. Ребристый яйцевидный купол увенчан фонарём с шаром и крестом. Его барабан окружён двумя намного более меньшими куполами.

Микеланджело переконструировал купол в 1547 году, учитывал и сохранил часть ранних наработок. Его купол, как купол флорентийского собора, запроектирован двухслойным кирпичным, внешний слой имеет 16 каменных рёбер, что больше в два раза, чем в Санта-Мария-дель-Фьоре, но намного меньше, чем в проекте Сангалло. Также как в проектах Браманте и Сангалло купол поднимается от колонн на барабане. Круговой перистиль Браманте и аркада Сангалло уменьшены до 16 пар соединённых арками коринфских колонн, каждая из которых, высотой 15 метров, выступает из сооружения. Визуально кажется, что колонны поддерживают каждое из рёбер купола, однако на самом деле конструкционно они весьма вероятно излишни. Причиной этому послужило то, что купол имеет яйцевидную форму, поднимаясь круто вверх, как и купол флорентийского собора, и, следовательно, вызывая меньший распор чем полуциркульный купол, такой как в Пантеоне, который хотя и не подкреплён, уравновешен обратным пригрузом от тяжёлой каменной кладки, что поднимается ещё выше окружающей стены.

Высота купола 138 м. Овоидальная форма купола вызывала много пересудов. Микеланджело умер в 1564, успев закончить барабан купола и столбы Браманте, которые были выполнены намного более крупными, чем планировалось. Работу продолжил ассистент Микеланджело, Джакомо да Виньола под строгим присмотром Джорджо Вазари, который по приказу Папы следил за тем, чтобы замыслы Микеланджело были воплощены без отступлений. Но уже в 1585 году новый папа Сикст V назначает ответственными за постройку Джакомо Делла Порта и Доменико Фонтана. За время правления папы строительство собора продвинулось очень значительно.

Микеланджело помимо зарисовок своего замысла оставил, как и Сангалло перед ним, большую деревянную модель своего проекта. Джакомо Делла Порта привнёс в неё несколько незначительных изменений, но при этом было сделано и одно значительное отступление. Неизвестно, была ли это идея самого Делла Порты или же предсмертное указание Микеланджело, но внешний купол был приподнят над внутренним по сравнению с моделью. Рисунки Микеланджело показывают, что на ранних этапах он склонялся скорее к овоидальной форме, чем к полуциркульной. На разных гравюрах того времени встречаются разные варианты формы купола. Формы деревянной модели более овоидальные, чем на гравюрах, но ниже, чем окончательный вариант. Предположительно, уже на смертном одре Микеланджело решил вернуться к более остроконечной форме. Однако некоторые исследователи отдают всю ответственность за это Джакомо Делла Порта.

Завершение

Фото снизу вверх на внутреннюю поверхность купола. На верху купол украшен поясом с надписями. Вокруг основания расположены окна, через которые льётся свет. Отделка разделена множеством вертикальных рёбер, которые орнаментированы позолоченными звёздами.

Джакомо Делла Порта и Доменико Фонтана завершили постройку купола в 1590 году, в последний год правления Сикста V. Его преемник, Григорий XIV, был свидетелем завершения возведения фонаря купола, внутри которого была сделана надпись в честь Сикста V. При следующем папе, Клименте VIII, был установлен на место крест. Эта процедура заняла целый день и сопровождалась звоном колоколов всех церквей города. На концах крестовой поперечины установлены две свинцовые шкатулки, в одну из которых помещена частица Животворящего Креста и мощи Андрея Первозванного, а во вторую медальон Агнца Божия.

В середине 18 века в куполе появились трещины, и были смонтированы четыре металлические цепи между оболочками купола, обжимающие конструкцию. Всего в разные времена было установлено десять цепей, и наиболее ранняя, возможно, установлена по плану самого Микеланджело как мера предосторожности, наподобие того, как было сделано Брунеллески во флорентийском соборе.

Вокруг внутренней окружности купола расположена надпись двухметровой высоты:

Внизу фонаря нанесено посвящение:

Блок: 5/12 | Кол-во символов: 6946
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0

Одежда:

Не допускается посещение в шортах, одежда с открытыми плечами и мини-юбки. Правила одинаково строгие как для мужчин, так и для женщин. Даже, если Вы прошли через представителей охраны на Площадь Святого Петра, смотрители Вас могут не пустить внутрь музеев и в Собор.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 279
Источник: https://wikiway.com/vatikan/sobor-svyatogo-petra/

Еще несколько фото собора Святого Павла


sobor

st paul

st paul

st paul

st paul

Блок: 6/11 | Кол-во символов: 45
Источник: https://pytrip.ru/st-pauls-cathedral/

Факты

  • Статус: Поскольку это парадный собор Папы Римского, вряд ли будет правильно называть его кафедральным.
  • Размеры: Базилика длиной 211 м, шириной 1 32 м и высотой 1 38 м.
  • Размеры купола: Диаметр купола 42,34 м. Высота от нижнего края до креста ок. 43 м.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 261
Источник: https://wikiway.com/vatikan/sobor-svyatogo-petra/

Интересные факты

  • В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело Буонарроти, выполненная незадолго до его смерти. Это зарисовка, на которой красным мелом изображена деталь одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме.
  • Алтарь собора св. Петра обращён на запад, а не на восток, как большинство христианских храмов.
  • Крупнейшая в мире христианская церковь — базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро — возведена по образцу Собора Святого Петра.
  • При Соборе Святого Петра работала собственная мозаичная мастерская. В 1803 году папой Пием VII художник Винченцо Камуччини был назначен её директором.
  • Когда Папа Римский Бенедикт XVI отрёкся от престола, в купол собора ударила молния.

Блок: 7/12 | Кол-во символов: 736
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0

Хронология

  • 324: По приказу императора Константина на горе Ватикан построена базилика Святого Петра с пятью алтарями.
  • : Заложен первый камень нового храма.
  • 1514: Умер первый руководитель работ, архитектор Браманте.
  • 1515-1546: Работами руководят Рафаэль, да Сангалло и Перуцци.
  • 1547-1564: За строительство собора берется Микеланджело.
  • : Папа Урбан VII освятил собор Святого Петра, строившийся 120 лет.

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 408
Источник: https://wikiway.com/vatikan/sobor-svyatogo-petra/

Галерея


  • Св. Елена

  • Роспись купола

  • Сень над папским алтарём и могилой Св. Петра

  • Св. Вероника

  • Св. Андрей

  • Купол базилики

Панорама Площади Святого Петра

Блок: 8/12 | Кол-во символов: 221
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0

Эдинбургский замок — самая известная крепость Шотландии

Одна из самых известных достопримечательностей Шотландии — Эдинбургский замок, расположенный в самом центре…

1 марта — День святого Давида в Уэльсе

Блок: 8/11 | Кол-во символов: 173
Источник: https://pytrip.ru/st-pauls-cathedral/

1 марта — День святого Давида в Уэльсе


1 марта — праздничный день для всех валийцев. Вся страна охвачена карнавальными шествиями, фестивалями и…

Пирамида Цестия в Риме — дань египетской моде

Блок: 9/11 | Кол-во символов: 155
Источник: https://pytrip.ru/st-pauls-cathedral/

Пирамида Цестия в Риме — дань египетской моде

Пирамиды можно встретить не только в Египте. Они есть и в Китае, и в Мексике и, как ни странно, даже в Риме. Речь идет…

Мастерская Гарри Поттера: как все создавалось

Блок: 10/11 | Кол-во символов: 174
Источник: https://pytrip.ru/st-pauls-cathedral/

Литература


  • Bannister, Turpin (англ.). The Constantinian Basilica of Saint Peter at Rome (неизв.) // Journal of the Society of Architectural Historians. — 1968. — Т. 27, № 1. — С. 3—32. — DOI:10.2307/988425. (требуется подписка)
  •  Baumgarten, Paul Maria (1913), «Basilica of St. Peter», in Herbermann, Charles, Catholic Encyclopedia, New York: Robert Appleton Company
  • Betts, Richard J. Structural Innovation and Structural Design in Renaissance Architecture (англ.) // Journal of the Society of Architectural Historians : journal. — 1993. — Vol. 52. — P. 5—25. — DOI:10.2307/990755.
  • Boorsch, Suzanne. The Building of the Vatican: The Papacy and Architecture (англ.) // The Metropolitan Museum of Art Bulletin : journal. — New York, 1982. — Vol. XL, no. 3. — P. 4—64. — DOI:10.2307/3258914.
  • Dzyubanskyy, Taras. The Development of the Cult of St. Peter in the Vatican: from the poor man’s grave to the largest basilica in the world. — Lviv, 2010.
  • Finch, Margaret. The Cantharus and Pigna at Old Saint Peter’s (неизв.) // Gesta. — 1991. — Т. 30, № 1. — С. 16—26. — DOI:10.2307/767006. (требуется подписка)
  • Fletcher, Banister. History of Architecture on the Comparative Method for the student, craftsman, and amateur. — New York : Macmillan Pub Company, 1975. — ISBN 978-99974-605-5-4.
  • Fletcher, Banister. Sir Banister Fletcher’s a History of Architecture. — 20th. — London : Architectural Press, 2001. — ISBN 978—7.
  • Frommel, Christoph. Papal Policy: The Planning of Rome during the Renaissance in The Evidence of Art: Images and Meaning in History (англ.) // Journal of Interdisciplinary History : journal. — Cambridge, 1986. — Vol. 17, no. 1. — P. 39—65. — ISSN 0022-1953. — DOI:10.2307/204124. (требуется подписка)
  • Gardner, Helen. Gardner’s Art through the Ages: The Western Perspective / Helen Gardner, Fred S. Kleiner, Christin J. Mamiya. — 12th. — Belmont : Wadsworth, 2005. — Vol. 2. — P. 499–500, 571–575. — ISBN 978-0-495-00479-0.
  • Goldscheider, Ludwig. Michelangelo. — 6th. — Oxford : Phaidon, 1996. — ISBN 978—8.
  • Hartt, Frederick. History of Italian Renaissance Art. — 6th. — Englewood Cliffs : Prentice Hall, 2006. — ISBN 978-0-13-188247-8.
  • Hintzen-Bohlen, Brigitte. Rome and the Vatican City / Brigitte Hintzen-Bohlen, Jürgen Sorges. — Köln : Könemann, 2001. — ISBN 978—7.
  • Korn, Frank J. Hidden Rome. — New York : Paulist Press, 2002. — ISBN 978—8.
  • Lanciani, Rodolfo. Chapter III: Christian Churches // Pagan and Christian Rome. — Boston and New York : Houghton, Mifflin and Company, 1892.
  • Lees-Milne, James Saint Peter’s – the story of Saint Peter’s Basilica in Rome. London: Hamish Hamilton (1967).
  • McClendon, Charles. The History of the Site of St. Peter’s Basilica, Rome (англ.) // Perspecta: The Yale Architectural Journal : journal. — 1989. — Vol. 25. — P. 32—65. — ISSN 0079-0958. — DOI:10.2307/1567138.
  • Pevsner, Nikolaus. An Outline of European Architecture. — 7th. — Baltimore : Penguin Books, 1963. — ISBN 978-0-14-020109-3.
  • Pinto, Pio. The Pilgrim’s Guide to Rome. — San Francisco : Harper & Row, 1975. — ISBN 978-0-06-013388-7.
  • Scotti, R. A. Basilica: the Splendor and the Scandal – Building of St. Peter’s. — New York : Plume, 2007. — ISBN 978-0-452-28860-7.
  • Inside the Vatican. National Geographic News. National Geographic Society (28 октября 2010). Дата обращения .
  • Saint Peter’s – Truth Unveiled: Bernini’s Bell Towers and the Allegory of Truth: Urban VIII’s Bell Towers (недоступная ссылка). Дата обращения . Архивировано 10 июня 2014 года.

Блок: 11/12 | Кол-во символов: 3475
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0

Мастерская Гарри Поттера: как все создавалось

Фильмы о Гарри Поттере тщательно планировались, к каждому элементу истории разработчики относились очень…

Блок: 11/11 | Кол-во символов: 156
Источник: https://pytrip.ru/st-pauls-cathedral/

Кол-во блоков: 25 | Общее кол-во символов: 24260
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0: использовано 6 блоков из 12, кол-во символов 15214 (63%)
  2. https://wikiway.com/vatikan/sobor-svyatogo-petra/: использовано 5 блоков из 7, кол-во символов 5299 (22%)
  3. https://pytrip.ru/st-pauls-cathedral/: использовано 10 блоков из 11, кол-во символов 3747 (15%)




Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий